Психотея: инструменты онтопсихологии

Share on telegram
Share on vk
Share on twitter
Густав Климт – Греческий театр (фреска) 1884г.

В Древней Греции театр был настоящим институтом психологической практики. Это был и отличный способ оздоровления, и коррекция психики сопереживанием, и анонимность, и универсальная художественная идея. Уже тогда все прекрасно понимали, что театр очень сильно влияет на личность. В современном психоанализе это будет называться переводом из дистресса (стресса вредного и неприятного, ведущего к патологии) в эустресс (полезный и приятный стресс, ведущий к выздоровлению).

Карл Густав Юнг, широкоизвестный психолог, ученик Фрейда, говорит о роли театра, как «мистической сопричастности», в которую погружается личность. Здесь он ощущает себя не отдельным человеком, но народом, общностью. Юнг также полагал, что самое сильное воздействие, приводящее к избавлению от комплексов, будет иметь то произведение искусство, которое объективно и имперсонально.

Благодаря театру возникли многие направления и школы в психотерапии. К примеру, психодрама Якоба Морено.

Антонио Менегетти, основатель онтопсихологической школы, также отмечал огромный психотерапевтический потенциал театральных представлений, создав  один из наиболее увлекательных инструментов онтопсихологии – онтопсихологическую психотею. В его основе лежит спонтанное театральное представление, которое позволяет проявиться глубинной психологии «актеров», играющих не столько роли заданные режиссером, сколько собственные внутренние сценарии. Такой эффект достигается благодаря самой форме представления – это спонтанное, живое действие, в котором нет четкого сценария, а роли обозначаются достаточно условно.

Цель психотеи – не просто сделать импровизированную постановку, а создать среду для проекции, в которой каждый участник может проявлять свои модели поведения, как функциональные, так и не функциональные. Среди прочего, в ходе психотеи, участниками проявляется харизма, лидерство, умение управлять и коммуникацировать, а также стереотипы поведения, личностные установки и комплексы. И в этом заключается ключевой механизм данного инструмента — ведь когда мы понимаем свои стереотипы, мы получаем возможность менять их, а значит и менять жизнь.

Конечно, хождение, еда, речь – это тоже стереотипы. Но стереотип становится негативным, когда начинает мешать мыслить и действовать по-другому, не шаблонно. Стоит отметить, что в реальности таким «режиссером» стереотипа может стать как успех, так и провал, делая человека заложником некой усвоенной формы поведения. И психотея позволяет отследить их, поскольку это живое, быстрое, яркое эмоционально насыщенное представление – у участника просто не хватает времени рационализировать свои действия.

Костюмы, музыка, место проведения – все подбирается таким образом, чтобы «вытащить» человека из привычного контекста. Поэтому психика не может обнаружить своих «привычных маячков», знакомых нашему сознанию: я, мой статус, профессия, роль, возраст, опыт. Здесь все это становится очень относительным и переменчивым, что позволяет пересматривать свои действия и взаимоотношения с людьми со стороны, вне  привычного контекста.

После самого действия начинается не менее важный этап – анализ. И в этом анализе очень важно понять, как себя чувствовали участники, что ощущали, как онипонимают природу своего проявления в психотее. Важна и роль зрителей — они устраивают обсуждение — кто в этой психотее выбрал наиболее выигрышную стратегию? Для себя, для контекста, для ситуации? Иногда вопрос стоит более остро: кто победил в этой психотее? Ведь в любой жизненной ситуации мы выходим с выигрышем, или с потерей. Но психотея, в отличие от жизни, является концентратом, сжатой моделью среды, поэтому все, что в жизни разворачивается недели, месяца и годы, в психотее проходит за одно представление.

Психотея является «живым зеркалом» как для зрителя, так и для участника, давая человеку возможность увидеть себя со стороны и решительным образом взять ответственность за свою жизнь. Так театр становится инструментом для обнаружения экзистенциального обмана, давая возможность пересмотреть и изменить нефункциональный стиль жизни.

И именно возможность выявить функциональные и нефункциональные стереотипы позволяет использовать этот инструмент в бизнес среде — в частности, в образовательных проектах FOIL. С его помощью, предприниматели становятся более точными в принятии решений, а также получают возможность использовать собрания, корпоративные мероприятия для анализа текущей ситуации в компании и формировании необходимой групповой динамики у сотрудников, которая бы способствовала достижения целей бизнеса.

Подробнее о этом инструменте вы можете узнать в книге А. Менегетти «Психотея».

другие статьи и события