Из Нобелевской лекции Иосифа Бродского

Share on telegram
Share on vk
Share on twitter

Иосиф Бродский (1940-1996 гг.) — поэт, эссеист, драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года.

Иосиф Бродский стал лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1987 году. Торжественное вручение премии всегда сопровождается лекцией лауреатов. Бродский говорил о языке, литературе и творчестве, но за этими темами скрывался более универсальный и глубокий контекст.

Поэт затрагивает вопросы, относящиеся скорее к области познания (например, он говорит об интуиции), философии и психологии, нежели к литературе как таковой. Хотя если задуматься, эти вопросы и должна ставить настоящая литература, к сожалению, это редкость в современном культурном пространстве, поэтому тем более актуально возвращение к ним.

Эти вопросы обладают способностью противостоять времени, они вне трендов и моды, но именно ответы на них и не перестает искать человек. Поэтому не случайно FOIL Media публикует выдержки из этой лекции, отмеченной глубиной и интуитивной прозорливостью, в ней просматривается единство человеческого знания, лежащего в основе любого проявления настоящей гуманистической культуры.

Полный текст лекции и аудиозапись выступления Бродского доступны на сайте Нобелевского комитета.

Об индивидуализации

«Если искусство чему-то и учит (и художника ― в первую голову), то именно частности человеческого существования. Будучи  наиболее древней ― и наиболее буквальной ― формой частного предпринимательства, оно вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности ― превращая его из общественного животного в личность.[…] Великий Баратынский, говоря о своей Музе, охарактеризовал ее как обладающую «лица необщим выраженьем». В приобретении этого необщего выражения и состоит, видимо, смысл индивидуального существования, ибо к необщности этой мы подготовлены уже как бы генетически. Независимо от того, является человек писателем или читателем, задача его  состоит в том,  чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь. Ибо она  у каждого из нас только одна, и мы хорошо знаем, чем все это кончается. Было бы досадно израсходовать этот единственный шанс на повторение чужой внешности, чужого опыта, на тавтологию ― тем более обидно, что глашатаи исторической необходимости, по чьему наущению человек на тавтологию эту готов согласиться, в гроб с ним вместе не лягут и спасибо не скажут».

Эстетический критерий

«На сегодняшний день чрезвычайно распространено утверждение, будто писатель, поэт в особенности, должен пользоваться в своих произведениях языком  улицы, языком толпы. При всей своей кажущейся демократичности и осязаемых практических  выгодах для писателя, утверждение это вздорно и представляет собой попытку подчинить искусство, в данном случае литературу, истории. Только если мы решили, что «сапиенсу» пора остановиться в своем развитии, литературе следует говорить на языке народа. В противном случае народу следует говорить на языке литературы. Всякая новая эстетическая реальность уточняет для человека реальность этическую. Ибо эстетика ― мать этики; понятие «хорошо» и «плохо» ― понятия прежде всего эстетические, предваряющие категории «добра» и «зла». В этике не «все позволено» потому, что в эстетике не «все позволено», потому что количество цветов в спектре ограничено. Несмышленый младенец, с плачем отвергающий незнакомца  или, наоборот, тянущийся к нему, отвергает его или тянется к нему, инстинктивно совершая выбор эстетический, а не нравственный. Эстетический выбор всегда индивидуален, и эстетическое переживание – всегда переживание частное. Всякая новая эстетическая реальность делает человека, ее  переживаюшего, лицом еще более частным, и частность эта, обретающая порою форму  литературного (или  какого-либо другого) вкуса, уже сама по себе может оказаться если не гарантией, то хотя бы формой защиты от порабощения.[…] Эстетическое чутье в человеке развивается весьма стремительно, ибо, даже не полностью отдавая себе отчет в том, чем он является и что ему на самом деле необходимо, человек, как правило, инстинктивно знает, что ему не нравится и что его не устраивает. В антропологическом смысле, повторяю, человек является существом эстетическим прежде, чем этическим».

О книгах

«В истории нашего вида, в истории «сапиенса», книга ― феномен антропологический, аналогичный по сути изобретению колеса. Возникшая для того, чтоб дать нам представление не столько о наших истоках, сколько о том, на что «сапиенс» этот способен, книга является средством перемещения в пространстве опыта со скоростью переворачиваемой страницы. Перемещение это, в свою очередь, как всякое перемещение, оборачивается бегством от общего знаменателя, от попытки навязать знаменателя этого черту, не поднимавшуюся ранее выше пояса, нашему сердцу, нашему сознанию, нашему воображению».

О познании и интуиции

«Существуют, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки ― посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко  второму и третьему), ибо все три даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал, ― и дальше, может быть, чем он сам бы желал». В Нобелевской лекции Бродский лишь упоминает интуицию. А в интервью 1981 года прямо говорит о ее значении: «Мы все пришли в литературу Бог знает откуда, практически лишь из факта своего существования, из недр. Не то чтобы от станка или от сохи, гораздо дальше – из умственного, интеллектуального, культурного небытия. <…> Мы действовали не только на свой страх и риск, это само собой, но просто исключительно по интуиции. И это замечательно – что человеческая интуиция приводит именно к тем результатам, которые не так разительно отличаются от того, что произвела предыдущая культура. Стало быть, перед нами не распавшиеся еще цепи времен, а это замечательно. Это, безусловно, свидетельствует об определенном векторе человеческого духа».

другие статьи и события