История. Демократия. Софисты

Share on telegram
Share on vk
Share on twitter

Многие понятия в процессе развития коммуникаций и современных СМИ упрощаются, нивелируются, порой искажаются и в итоге становятся совсем не тем, чем были в оригинале. Случается такое и с довольно фундаментальными концепциями.

Например, сегодня, чтобы называться демократом, достаточно настаивать на свободе, законности, правах человека, в том числе праве на честные выборы. Между тем, изначально эта система строилась на более глубоких гуманистических принципах.

Другой пример – философия. Сегодня она представляется знанием далеким от насущных проблем человека, которое не связано ни с деловой, ни с политической, ни даже с научной сферой как таковой, тогда как в далеком прошлом философия лежала в основе любого знания. Возможно, в том и заключается прогресс, что мы отбрасываем все лишнее, что кажется нефункциональным сейчас, оставляя лишь то, что несет прямую пользу.

Но чтобы это утверждать наверняка, делать осознанный выбор, полезно понимать изначальный смысл былых понятий и представлений. Может быть среди того, что уже было отброшено за нефункциональностью для вчерашнего дня, где-то и присутствовало разумное начало. Возможно это и есть как раз то, чего нам так сейчас не хватает в условиях стремительных и глобальных изменений, когда вчерашний абсолют, сегодня уже относителен.

Курс онтологическая рациональность, организованный ФОИЛ в виде серии лекций по философии и гуманистической культуре, отчасти и преследует эту цель.

На модуле, прошедшем 18 ноября, речь шла о лидерстве, морали – это был философский анализ этической сферы, а также исторический обзор, начиная со времен, когда демократия только зарождалась, а политики учились у софистов, утверждавших, что «человек есть мера всех вещей».

FOIL Media публикует отрывки из лекции о софистах, прочитанной в рамках курса Маргеритой Каротенуто.

Афинский акрополь, реконструкция Лео фон Кленце 1846 года

Демократия в целом и первые демократические институты правления в частности зарождаются примерно 25 веков назад в странах средиземноморья ― в Греции и Риме. В 509 году до н. э. Римское государство из монархии превращается в республику (res publica ― с лат. «общее дело») и широкие слои населения начинают участвовать в политике, в принятии общественно-значимых решений.

В Греции родиной демократии становятся Афины, где демос (граждане города не принадлежащие к аристократии) или народ, получают доступ к рычагам власти (гражданами считались только мужчины, рожденные на определенной территории ― ни женщины, ни рабы, ни чужестранцы гражданами не являлись).

До VI-V вв до н.э. власть оставалась в руках монархов или аристократии. Логика такого правления состояла в том, что власть должна быть у наиболее благородных и воспитанных, подготовленных к правлению людей. Но к указанному периоду времени на историческую сцену выходит новый социальный класс, который и меняет прежнюю властную систему.

Торговцы и ремесленники, то есть люди обладавшие талантами в технэ (τέχνη ― с греч. ремесло, искусство), хоть и не были выходцами из аристократических семей, становились обладателями богатств, и это открывало перед ними новые возможности. Этот новый социальный класс, античная буржуазия стал претендовать на власть не по праву рождения, но по праву своих достижений.

Эти социальные изменения и породили реформу политической власти. Сначала Солон в Афинах вводит деление населения на четыре имущественных класса (Пентакосиомедимны, Гиппеи, Зевгиты, Феты) и в зависимости от класса граждане получали доступ к разным уровням власти.

Следующая реформа позволила участвовать в социальной, общественной жизни, не только богатым, но и самым бедным. Для этого Перикл вводит практику денежных выплат гражданам, участвующим в работе городских учреждений. Прежде представители богатых классов работали бесплатно, но бедные граждане без зарплаты работать не могли, им каждый день нужно было кормить себя и семью.

"Эра Перикла" Филипп фон Фальц Перикл - один из "отцов-основателей" афинской демократии - активно использовал идеи софистов.

Афины, этот маленький греческий город (полис), который стал метафорой политической жизни, был своего рода лабораторией, в которой проходили эксперименты над формами политического устройства и где в итоге и была выведена формула демократии.

Наиболее влиятельными интеллектуалами того времени были софисты, современники Платона, но куда менее известные. Если сочинения последнего почти все сохранились, то труды софистов наоборот, почти все утрачены или уничтожены. И существует подозрение, что это не простое стечение обстоятельств, но результат того, что многим в то время не нравилось то, что они говорили.

Так например, жители Афин сожгли книги Протагора за его высказывание: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет». Остались лишь отрывки и описания идей и мыслей софистов в работах других философов ― у Платона, Аристотеля и других.

Кто же такие софисты? Название происходит от слова софия, что означает знания, ум, мудрость. То есть это люди ценившие знание, они были странствующими учителями. Софистами их прозвали те, кто приходил их слушать. Их ценили как мудрецов, их собрания были популярны и собирали большое количество учеников и слушателей.

 (Protagóras) из Абдеры (около 480 — около 410 до н. э.) Протагора признают одним из основателей школы софистов.

Софистов, пожалуй, можно назвать первыми профессиональными преподавателями. Особенностью было то, что они стали брать за свои лекции плату. И хотя многие  современники критиковали их за это, ученики с удовольствием платили. Софисты учили полезным вещам, например, тому, как использовать коммуникацию как инструмент власти, учили риторике, искусству спора.

Возникновение новой социальной реальности, демократия порождает и новые вызовы. Власть перестает быть наследуемой, ее приходится завоевывать, используя инструменты коммуникации, то есть способы убеждать людей, привлекать их на свою сторону. И в этой ситуации знания как этого добиться становятся ценностью.

Можно сказать, что в V веке до нашей эры родилась как демократия, так и потребность в образовании не только для узкого круга аристократов, но и для более широкого круга людей. И школы софистов стали своего рода первыми университетами для возникшей буржуазии, которой требовались знания и для личных и для государственных дел.

"ОНТИЧЕСКАЯ ПАЙДЕЙЯ: От шумеров до Менегетти"

Под редакцией М. Каротенуто, Издательство «Онтопсихология». В книге представлен подробный исторический обзор педагогических мысли, включая школы софистов в Древней Греции.

другие статьи и события