Абелардо Лобато Казадо — интервью с философом

Share on telegram
Share on vk
Share on twitter

В одном из последних номеров нашего партнера – журнала Performance Lider  журнала о лидерстве, родившегося в Реканто Маэстро – вышло эксклюзивное интервью с Абелардо Лобато Казадо. Лобато – теолог и философ, придерживающийся философии томизма. Этот человек получил уникальное образование, которое более недостижимо в современном мире Болонского процесса; образование, которое основано на старейших трудах, требующих знаний латыни, древнегреческого и арамейского.

Это образование сегодня, в современном мире глобализации, интернет, блогов, в мире технологий XXI века бесследно исчезает. С исчезнованием его уходит и знание классической гуманистической культуры, которой зачастую и не хватает для понимания реалий современного общества, экономики, науки и технологий в целом. Поэтому в ряду предпринимателей, свободных профессионалов, которые пишут и о которых пишет FOIL Media, сегодня можно прочитать и это интервью с философом и теологом.

Абелардо Лобато рассказывает о том, чем отличается современное образование от образования классического, зачем нужна философия и теология и как эти сферы знаний могут способствовать прогрессу отдельно взятого человека в современном обществе.

Беседа с философом – это всегда вызов для ума.

История поиска знания Абелардо Лобато Казадо насчитывает 85 лет. 

Лобато учился в школе Арабских теорий в Гранаде. Венцом его обучения стали дипломы об окончании курсов Философии и Филологии Университета Мадрида, Теологии в Университете Саламанки, Магистра Теологии и Лектора Святой Теологии в Доминиканском Ордене, Доктора Философии в Университете Святого Фомы в Риме.

Абелардо Лобато Казадо

“Могу сказать, что если есть что-то ценное в моих произведениях, касающихся культуры, то всем этим я обязан тому, что учился у великих мастеров”

Лобато получил степень почетного доктора университетов Аргентины, Чили, Колумбии, Мексики и Испании. В 1960 его позвали на факультет Философии Ангеликум Епископского Университета Святого Фомы Аквинского в Риме – на должность преподавателя и в дальнейшем декана. В этот период он был назначен представителем Святой Церкви в Страсбурге, в Комитете по Правам Человека. Он ездил по всему миру, участвовал в конгрессах и выступал. А также был ректором Теологического факультета Лугано в течение 11 лет.

Сейчас Лобато возглавляет Епископскую Академию Святого Фомы Аквинского и Международное Общество Фомы Аквинского. В книге “Метафизика Святого Фомы Аквинского и его последователи”, автор и философ Баттиста Мондин написал, что “Абелардо Лобато – одна из самых выдающихся фигур томизма XX века. В данный момент он больше всех способствует продвижению наследия Святого Фомы Аквинского в мировом масштабе”. 

Почему человек занимается философией?

По своей природе человек – metaphysicum1. Живет знанием, ищет истину. Философствовать означает дышать и оживлять, искать и находить глубинную истину вещей, познавать причины.

Истина – это не продукт Макдональдса

Существуют различные уровни познания, такие как: донаучный, наука, философия, теология, вера, очевидность, различные и не противоречивые. Человеческий интеллект способен постигать истину, тогда суждение становится адекватным по отношению к реальности. Интеллект становится quodammodo omnia2 (из цитаты Аристотеля, которую приводит Фома Аквинский: Anima est quodammodo omnia, что значит: душа некоторым образом есть всё).

Можно сказать путь познания — это нелегкий путь?

Не только путь труден, но трудность – это и есть путь. Жизнь также – это борьба. Человек –  абсолютный невежда при рождении. Чем больше узнаёт, тем больше трудностей. Цельная истина – это симфония, которую трудно достичь, но которая необходима для культуры…

Какие мыслители Вас вдохновляют?

Греческие философы – мои друзья, и я люблю вновь возвращаться к их изучению. У меня особое отношение к Августину, кроме этого, всегда перечитываю Откровения. Из доминиканской школы Саламанки мне нравится Витория, меня вдохновляет Бартоломе де Лас Касас, и я обращаюсь к святому отцу Луису из Гранады, великому проповеднику Скала Коэли из Лиссабона.

Что касается современных философов, то я читал и комментировал много раз Иммануила Канта и его «Критику чистого разума». Из наших современников я изучал и читал лекции о Хайдеггере.

Но невозможно измерить, насколько велик разрыв между Фомой Аквинским и всеми остальными. Фома — мыслитель сущностей и диалога. Стрелка весов склоняется на его сторону. Он говорит нормальным, ясным и глубоким языком, воспринимаемым благодаря силе правды. С его точки зрения, самым мощным является правда potentissimum est veritas3 (нет ничего более сильного, чем истина). Заслуживает внимания тот факт, что, написав девять миллионов слов, он только десять раз говорит о себе самом.

Фома Аквинский (1225-1274)

средневековый философ и теолог, основатель томизма; монах-доминиканец. Один из наиболее авторитетных католических философов, связал христианское вероучение с философией Аристотеля. В 1323 году причислен к лику святых католической церкви, в 1567 признан "учителем церкви". Основные труды: "Сумма теологии" и "Сумма против язычников".

Что томизм может предложить в эпоху глобализации?

Фома Аквинский и томизм вечно новы, говорят о вещах, мире и человеке. Глобализация касается экономики, финансов, моды. Мода, которая рождается в Париже, в школах, предписывала modus parisiensis4, то есть парижский способ философствования. Из школ она выходит на рынок и переходит на одежду, где всё современное должно уступать место другому каждую весну, каждую зиму, каждое лето.

Экономика измеряется тремя параметрами в трёх фазах реальности: производить, распределять, потреблять. Истина – это не продукт Макдональдса.

Для чего же тогда томизм существует в сегодняшнем, таком поверхностном мире?

Как ответ на культуру. Два основных элемента всей культуры прошлого не имеют места в современной ситуации: этика и религия.

Такие английские мыслители, как Гоббс начали изгонять метафизику, а затем и религию. Гегель сделал то же самое, оправдывая это тем, что считал их Privat Sache5 (частное дело). Когда эти измерения в философии – мораль и отношение к Богу – исчезают – культура сводится к экономике, политике и технике.

Человек – абсолютный невежда при рождении. Чем больше узнаёт, тем больше трудностей

Такая усечённая культура, не имеющая ценностей, сразу же позиционируется как культура смерти. Не хватает правила добра и зла, справедливости и преступления. Уже невозможно дышать воздухом. Язык становится Оруэлловским, то есть, искажённым.

Современная культура Запада отодвинула на второй план этику и религию и спряталась в психологию без души, гуманизма и человека.  Современная антропология довольствуется тем, что утверждает человеческую свободу и делает человека беззащитным, обнажённым и потерянным. Фома Аквинский учил нас дороге, которая приведёт человека обратно к Богу, который создал его в любви.

Падре Лобато и Папа Павел VI

Поверхностность – это препятствие для современного гуманизма. В Фоме Аквинском концентрируются 30 веков культуры. Его произведения на латыни доступны всем в Интернете. В его произведениях есть вечная новость, которая может стать отправной точкой для того, кто искренне ищет истину, сочетание науки, философии, теологии и веры.

В каком состоянии находятся университеты Испании, и как себя чувствуют философы и философия?

Сейчас испанские университеты переживают кризис, как и в большинстве стран мира. Количество философов уменьшается. Я часто принимаю участие в международных конгрессах по философии, на которых встречаются сотни профессоров. Мне кажется, что Общество Философии перестало существовать.

Существуют, как говорил Виргилий, rari nantes in gurgite vasto6 (редкие пловцы в безбрежном океане), есть некоторые центры знаменитых философов. В университетах философия привлекает всё меньшее количество учеников.

Положительным феноменом является журнал Espiritu, который издаётся в Барселоне профессором Э. Форментом. Однако, в целом, планы изучения не единообразны, и было создано много новых университетов, государственных и частных, которые в своём большинстве далеки от метафизики. Не хватает “Школ Философии”, так как нет преподавателей.

Как сегодня преподавать философию молодым?

Сегодня, как и вчера, существуют два пути возвращения к философии: путь изобретений и путь традиций, то есть открытие нового и чтение уже существующих произведений.

Нынешние молодые люди хаотичны. Если в прошлом слишком большое внимание уделялось логике, сегодня наблюдается её полное отсутствие. Кант говорил, что логика родилась с Аристотелем, как Минерва, которая вышла из головы Юпитера, в одеждах и с оружием в руках, и всегда остаётся неизменной.

Человеческий ум способен обнаружить существующий порядок вещей и также организовать понятия различным способом. Среди вещей, которым придаётся порядок, встречаются такие понятия как ум, здравомыслящий человек. Философам необходимо находить возможности посредством разума, который является tábula rasa7 (чистая доска), когда только начинает думать, но может стать quodammodo omnia2, когда становится креативным.

Логика дискурса, свободной воли, произведений искусства должна пониматься зрителем. Иррациональное возможно, но с точки зрения разума это – «чёрная дыра», из которой никто не может выбраться в одиночку.

И все же, какой путь выбрать молодым, чтобы прийти к философии?

Необходимо обучать молодых креативности и истории философии. Современные молодые люди, как и раньше, идут за настоящим учителем и также способны много работать.

Поразмышляем немного о столиках учеников Платона и затем о мониторе нашего компьютера и о галактике интернета. До настоящего момента эти открытия возможностей, которые предлагает информатика, являются причиной деградации памяти. Эта способность утрачивается, так как всё уже готово, как пирожок в печи. Но без памяти человек потерян. И в те моменты, когда Вы находитесь далеко от компьютера, Вы не можете работать.

Молодым необходимо сказать: Tolle, legge8 (берите, читайте). Сегодня, как и всегда, молодёжь любит истину и способна бороться за ценности. Молодые люди понимают, что причины жить более важны, чем сама жизнь. Ошибочно довольствоваться равенством всех в минимуме знаний. Важнее пробуждать жажду и голод в достижении лучшего в ценностях, лидерстве, в жизни.

В школе доминиканцев в Саламанке Абелардо Лобато был учеником великого теолога Сантьяго Рамиреса и таких доминиканцев, как Колунга, Фрайле, Рейгала, Кордеро, Эрданос, Бандера. Он прослушал курс в Университете Гранады у Ороско и Галлего Морелл и в Мадриде у Гонзалеза Алвареса, Арангурена, Тодоле, Мукоса Алонсо. Слушал курс Хавьера Зубири и в Риме был учеником Гарриго-Лагранжа из Токкафонди, Де Вос. Он был близко знаком с великими последователями Фомы Аквинского: Маритеном, Гильсоном, Филиппе, Фабро и Деризи. Учился в школе Арабских теорий в Гранаде с Секо де Лусена и Хоакином Эгуарасом.

Возможно ли сочетать Weltanschaung9 (мировоззрение) философии, опыт сакрального и Erlebnis10 (событие) как мистический опыт божественного?

Конечно, возможно. Любой человек может философствовать, может возвыситься над чувствительностью мистического опыта и может встретиться с вездесущим Богом. Существуют очевидцы, которые говорят, что они пережили эти различные стадии реальности. Философ Хайдеггер также ставил этот вопрос.

Реальность очень сложна. Мир тел включает бесконечность. Современный научный взгляд описывает реальность с помощью формулы Эйнштейна: масса и энергия. Философия идёт дальше и предлагает теорию целостности реальности: мир, человек и бог, то есть, существа и сущность.

Молодым необходимо сказать: Tolle, legge (берите, читайте)

Путь решений приводит к целостности. Путь участия начинается с абсолюта сущности. Третий горизонт можно мыслить и ощущать: Бог. Его существование проявляется, его природа находится и выражается в мистической жизни. Бог – это абсолютная сущность, бесконечная любовь.

Духовное измерение делает нас способными получить некий апофатический (неописуемый) опыт, который можно иметь, но который нельзя уловить. Бог – это тайна, недоступная человеческому разуму, когда мы бродим в поисках абсолюта. Бог не даёт себя заключить в рамки определения. Нет Бога философов и другого Бога Абрама, Исаака и Исаи. Перед лицом Бога человек восхищается, поёт, плачет.

Одна истина не противоречит другой. Идеал человека может достигаться с помощью упражнения в трёх мудростях. Во-первых, естественная мудрость философа. Во-вторых, та, которая проистекает из веры и позволяет верующему видеть мир глазами Бога – это путь теолога. И в конце концов та, которая является плодом Святого Духа и которая побуждает нас участвовать в силе духа, в ruah11 (то есть, дуновение, ветер, дыхание), это огонь, который преобразует человека.

Это три дополняющие друг друга мудрости, которые не противоречат друг другу. Все люди могут их достичь, но это нелегко. Мудрец Маймонид говорил, что не многие достигают этой мудрости, и для этого требуется много времени, и вероятны ошибки. Это единство трёх видов мудрости обрёл Моисей на горе Синай, Павел в экстазе третьего неба и Фома Аквинский в конце жизни, 6 декабря 1273 года.

Философия – это только рациональность или также что-то более высокое?

Бог – это не только интеллект, но также и любовь. Духи, ангелы и демоны – это не только  logos12, человек очень сложен. Духи знакомы с реальностью и с самими собой. Философия вырабатывает взгляд на мир, человека и на Бога.

Аристотель понял очень хорошо, что человек – это существо, которое должно действовать secundum rationem13 (в соответствии с разумом) по своему состоянию – это рациональное и смертное животное. Он не должен действовать, ни поступать против разума, поскольку это субъект, сознание и телесность. Его сущность схожа с минералами, жизнь – как у растений, знания – как у ангелов и любовь – как у Бога.

Любой человек смертен, и я тоже. Но я не смиряюсь с этим, надеюсь на вечную жизнь и созерцание вечной красоты

Пико дела Мирандола говорил: Magnummiraculum ipse homo14 (человек – это самое большое чудо). Фома Аквинский, как и Аристотель, стоит на защите разума и интеллекта, но не является ни рационалистом, ни идеалистом.

Знание человека проверяется в трёх различных модусах:

  1. Посредством мудрости, которая впитывает, помимо разума, доброту Бога;
  2. Посредством интеллекта, который уже Аристотель описывал как целостность, quodammodo omnia2;
  3. И также в другом, более тонком, модусе через основные начала, через некие интуитивные прозрения, которые являются проявлениями духа, лучей света и energheia.

Несколько раз Фома Аквинский цитирует книгу Доброй удачи, где говорится об этом инстинкте, благодаря которому мы всё видим в другом свете. Не только абстракция, но и интуитивные прозрения, такие дорогие для Росмини (Антонио Росмини – философ), также присутствуют в философии.

Какую философию Вы посоветуете нерелигиозным читателям?

Я советую всем изучать Фому Аквинского. Самое прекрасное в Фоме заключается в том, что он прячется за светом истины. Его вдохновляет не только Аристотель, но все философы, где он находит истину. В нём – 30 веков идей. Он не ограничивается только греками, поскольку его Портик, который является его агорой (место выступления), – это также агора Саломона, как говорил Тертулиан.

Философия для Фомы не связана с одним человеком, но с интеллектом и волей, она  находится в поиске quomodo se habeat veritas rerum15 (как себя проявляет правда вещей). Поэтому я не посоветую одного мыслителя, картезианца или марксиста, или всех тех пифагорейцев ipse dixit16.

Истина исходит от Бытия, каким бы ни был человек, который её провозглашает. Если он не захочет следовать этой безличной дорогой, и выбирает школу, необходимо подумать о последствиях. Школ много, но на самом деле истина одна, и она не всегда очевидна для всех.

Что-то похожее происходит с харизмами духа. Их много, но они отличаются друг от друга, и никто не имеет их всех одновременно, но paulatim et pedetentim17 (постепенно и осторожно).

Я думаю, что Фоме Аквинскому не понравился бы термин “томизм”, который несёт в себе некое указание на превосходство человека, который стоит над истиной. Что же делать? Это признак нашей бедности. Я бы посоветовал читать Фому как учителя и остальных мыслителей этой школы, которая открыта всем.

Как Вы прожили 85 лет?

Я очень доволен тем, что я пережил, мне кажется, что я прожил так, как будто бы меня нёс на руках тот, кто хотел мне только хорошего. Моя жизнь – это не только одна мелодия, а целая симфония.

До 27 лет я учился у хороших учителей, во многих местах, получил много знаков отличия, из-за которых моя комната похожа на настоящий музей. Позже моей основной деятельностью стало преподавание философии. Я всегда организовывал апостольские службы, читал проповеди, помогал пастве на окраине Рима, читал книги, пока не стал настоящим римлянином.

Несколько раз меня избирали деканом Факультета Философии Ангеликума, в Апостольском Университете Святого Фомы Аквинского. Я был избран директором Отделения Испанского языка Регина Мунди сёстрами. Меня избирали два раза представителем провинции Андалусии в Испании. В течение 12 лет я был представителем Святой Церкви по Правам Человека в Совете Европы, в Страсбурге.

Я ездил по свету, с Запада на Восток, участвуя в конгрессах и давая уроки. Когда я закончил работать в Риме из-за возраста, я был назначен Ректором Факультета Теологии в Лугано. Я стал жителем Швейцарии на 11 лет. Был назначен духовным помощником Сестёр из Общества Святой Терезы Младенца Христа. Я получил степень doutor honoris causa (почетный доктор наук) различных университетов – Аргентины, Чили, Колумбии и Мексики. Последний титул был мной получен в Университете Санто Антонио из Марсии, в Испании.

Сейчас я спокойно и свободно работаю в Гренаде, в Испании. Будущее стучится в дверь. Любой человек смертен, и я тоже. Но я не смиряюсь с этим, надеюсь на вечную жизнь и созерцание вечной красоты. Я доволен моей прожитой жизнью. Много раз мне доводилось так хорошо себя чувствовать, что я говорил ускользающему мгновению: Bleib, Du bist schön18 (остановись, ты прекрасно). Остановись!

Если бы я должен был жить снова, я бы не хотел ничего менять, но продолжать. Существует ещё много вещей, который я бы хотел доделать, и новые, которые я только сейчас задумываю…

Чему Вам ещё нужно научиться?

Мне кажется, что я пришёл к нулевой отметке, где кто-то написал: “Non plus ultra19″ (не более того). Поэт считает её мерой сущности и обладания: “Porque la vida es corta: viviendo todo falta, muriendo todo sobra20” (так как жизнь коротка: при жизни всего не хватает, после смерти всего в избытке).

Я провёл столько времени в изучении языков, в поисках истины и сейчас я бы пожелал другим, которые придут после меня, иметь дар говорить не только на родном языке, но на языке, на котором можно будет обращаться ко всем людям. Я бы хотел видеть, как зарождается этот язык. Хотел бы научиться искусству обращать людей в тех, кто будет жить в мире как братья в единстве и вере и в условиях многокультурности.

О чём Ваша последняя книга  “Преамбулы веры”?

Это одна из тем, которую Папа Ратцингер (Бенедикт XVI) хочет сделать отправной точкой в диалоге с современным человеком и религиями. Современный мир – это  многообразный мир, который ищет единства.

По этой проблеме сочетания разума с христианской верой Фома Аквинский оставил нам бесценные указания: его произведение De rationibus fidei (идея веры) достойно того, чтобы с ним познакомились и следовали ему. Оно похоже на De ente, которое схоже с прекрасной маргариткой.

Примечание

  1. Animal metaphysicum – метафизическое существо
  2. quodammodo omnia – из цитаты Аристотеля, которую приводит Фома Аквинский: Anima est quodammodo omnia, что значит – душа некоторым образом есть всё
  3. potentissimum est veritas – нет ничего более сильного, чем истина 
  4. Modus Parisiensis – образ мышления парижской школы
  5. privat sache – частное дело
  6. rari nantes in gurgite vasto – редкие пловцы в безбрежном океане
  7. Tabula rasa – «чистая доска»
  8. tolle, legge – берите, читайте.
  9. Weltanschaung – мировоззрение
  10. Erlebnis – событие
  11. ruah – душа
  12. logos – слово
  13. secundum rationem – в соответствии с разумом
  14. magnummiraculum ipse homo – человек – это самое большое чудо
  15. quomodo se habeat veritas rerum – как себя проявляет правда вещей
  16. ipse dixit – «сам сказал»
  17. paulatim et pedetentim – постепенно и осторожно
  18. Bleib, Du bist schön – остановись, ты прекрасно
  19. Non plus ultra – не более того
  20. Porque la vida es corta: viviendo todo falta, muriendo todo sobra – так как жизнь коротка: при жизни всего не хватает, поле смерти всего в избытке
другие статьи и события