Болонский процесс: лидерство и гуманизм

Share on telegram
Share on vk
Share on twitter

Давид, будущий царь, победил воина-великана Голиафа благодаря своему уму, поразив с помощью пращи неповоротливого гиганта, которого можно рассматривать как символ отживших традиций и консерватизма. Также и юная героиня фильма «Всадник на ките» преодолевает все препятствия, сопротивление окружающей среды, чтобы реализовать свое лидерское предназначение, и разрешить проблемы социума.

FOIL Media начал рассказывать о Болонской декларации в предыдущих статьях потому, что образование может оказать значительное влияние на развитие цивилизации и отдельной личности, формируя в молодых людях лидерскую позицию, то есть способность реализовать себя через служение обществу.

Личность и общество

Вряд ли можно считать случайностью, что в XI веке в Италии появляются первые университеты, а в XIII веке начинается эпоха Ренессанса (Возрождения). В начале XVIII века Петр I закладывает Академию наук и первый российский университет в Санкт-Петербурге, а к XIX веку Россия из задворок Европы взбирается на место одной из ведущих держав континента.

Университеты, готовя интеллектуальную элиту, формируют культурную почву, которая служит развитию общества в целом. И рассматривая принципы высшего образования в координатах социального прогресса, невозможно обойти стороной вопрос о диалектике отношений личности и общества, который почему-то сегодня выпадает из поля зрения.

Вероятно предполагается, что если человек получил актуальные предметные знания, овладел специальностью или ремеслом, то он автоматически сумеет реализоваться и в социуме, принести пользу обществу. Но так ли это? Множество примеров говорят об обратном.

Как часто молодые люди, подававшие большие надежды в тех или иных дисциплинах, вдруг исчезают, уходят со сцены, а порой и из жизни, не сумев пробиться и реализоваться в социуме. И тогда говорят, что таланту нужа поддержка, различные системы грантов и т. д.

Но можно ведь и с другой стороны подойти к решению этой проблемы — научить саму личность реализовывать себя в социуме, становиться лидером своего контекста, и это кажется более дальновидным.

«...наше величие заключается в том, насколько нам удается реализовывать себя исторически. Homo faber – человек прометеевский – здесь наша высшая точка, наше величие, и наша ценность. Гений рождается через свою свободу, свободу реализации». (А. Менегетти, «Психология лидера».)
«Геркулес на распутье» (фрагмент картины художника Акимова И. А., 1810 г, Русский музей

Историческая практика и гуманизм

Человечеству уже удавалось решать эту задачу, и тогда возникали необъяснимые вспышки культуры. Так почему не взять этот опыт на вооружение, адаптировав его к дню сегодняшнему.

Два периода в истории западной цивилизации выделяются как яркие культурные феномены: это расцвет Древней Греции и Рима и эпоха Возрождения. В эти времена происходили и самые важные инновации в образовании, так в Древней Греции возникает понятие пайдеи, формулируются принципы, впоследствии названные гуманизмом.

Тогда обучение и наука (философия) обладали предельной практичностью, но не в смысле узкой предметности, а в смысле целостной практики жизни.

Само зарождение образования, педагогики происходит как ответ на вызовы времени. Появление полисов, городов порождает новые задачи социального взаимодействия и управления.

Для того, чтобы добиваться лидерства в социуме среди свободных граждан, не имевших привилегий от рождения, требовалась риторика, эристика (искусство спора), диалектика, а чтобы улаживать конфликты и защищать свои интересы — римское право, и так далее.

При этом центральным стержнем педагогики, упомянутой пайдеи, была идея гармоничного развития личности в соответствие с ее природной формой, то есть с учетом талантов и способностей, а также человеческого достоинства.

Позже, в XIII-XIV вв. в Италии эти идеи возрождаются и развиваются, давая мощный импульс развитию всей европейской цивилизации, которая именно с этого времени демонстрирует лидерство в мире, начинается эпоха географических открытий и колониальных завоеваний и заканчивается промышленной революцией и научно-техническим прогрессом, которые и породили глобализацию и постиндустриальное общество.

Гуманизм — квинтэссенция психологии лидера

Гуманизм возникает и основывается на абсолютно светском фундаменте (в противовес религиозной культуре, опиравшейся на Священные Писания). «Гуманисты создают, описывают, определяют и показывают человека ради человека». Но какого человека? — Homo faber (лат. — человек созидающий, делающий).

Принципы гуманизма направлены на развитие четырех основных ценностей:

  1. активная жизнь – в цене тот, кто действует активно, поскольку истина создается через действие в настоящий момент; «Человек становится великим … в том, что он делает, а не в том, что он думает».
  2. социальность – человек есть часть общества, он живет, действует и развивается вместе с другими. Глубинный смысл социальности предполагает ответственность, поскольку человек является также и гражданином общества;
  3. свобода;
  4. достоинство человека – уважение, которое должен испытывать каждый человек по отношению к другому человеку. (А. Менегетти «От гуманизма исторического к гуманизму вечному»).

Гуманизм способствует развитию преобразовательной, деятельной способности человека посредством креативности, ответственности, умения давать адекватный ответ на вызовы времени, чтобы достичь как собственной реализации так и утвердить ценности свободы и человеческого достоинства. Гуманизм — это квинтэссенция психологии лидера.

«Психология лидера», А. Менегетти, Изд-во «Онтопсихология». Личность лидера, одаренная от природы способностью организовывать людей в случае знания психических законов сможет действовать еще более эффективно.

Поэтому и Болонскую декларацию следует рассматривать в координатах ценностей и целей человека, как субъекта и объекта образовательного и социального процесса.

И тогда гуманизм, как экзистенциальная техника формирования личности, а не как форма популярного ныне ассистенциализма, станет конкретным ответом на вызовы современности, тем самым европейским измерением, о котором говориться в Болонских принципах.

другие статьи и события