У каждого зрителя при просмотре кино возникает своя точка зрения на происходящее, и очевидно, что дело не в кино, а в том, как человек видит образную реальность.
В своей повседневной жизни мы смотрим на мир со своей колокольни, трактуя видимое по привычной для себя схеме.
Нередко реальность кажется неблагоприятной, предопределенной, навязанной внешними обстоятельствами, и ничего с ней нельзя сделать. Но что если изменить точку зрения? Попробовать с другой колокольни посмотреть на туже проблему?
Фильм «Подними красный фонарь» рассказывает историю, происходящую в феодальном Китае 20-х годов XX века. Особенности той эпохи: полигамия, патриархальный уклад семейной жизни, соответствующие законы и правила.
Такие традиции в современном западном мире могут казаться дикими атавизмами, при этом они и сегодня существуют в странах мусульманского мира. И там не торопятся их менять, имея возможность сравнивать с западной традицией. И можно предположить, что иная точка зрения также имеет обоснование, хотя и кажется нам неприемлемой.
В любом случае, человек как существо разумное и социальное, способен находить разные способы существования среди себе подобных, учитывая как внешние так и внутренние обстоятельства. И фильмы наглядно показывают, как это происходит.
Разные точки зрения
На сайте kinopoisk.ru аннотация к фильму «Подними красный фонарь» звучит так:«Трагическая история образованной девушки, ставшей четвёртой женой китайского феодала в 20-е годы, подробно раскрывает коварный механизм и философию тирании, выходящий за рамки чисто китайской традиции».
А на другом сайте тот же фильм представлен так: «Женский коллектив – это ужасно и нет другого фильма, который сумел бы сказать об этом так прямолинейно и красочно».
Одна и та же история трактуется зрителями по разному. Один увидел тиранию, другой — отношения внутри женской группы. Это разные точки зрения и они порождают разные выводы и следствия.
Заявляя о тирании зритель «назначает» ее причиной, обуславливающей весь ход картины. В такой логике героини фильма обретают ореол случайных и невинных жертв обстоятельств. Им не повезло со временем, местом, традициями. Но выбора нет, виноваты во всем социальные условия.
Единственный выход — это изменение системы. Теми или иными способами. Сам человек рассматривается лишь как винтик, он подчинен провидению, игре случая.
Вторая точка зрения в центр истории ставит саму группу женщин и отношения между ними. В этой логике героини фильма уже не винтики, а люди, способные управлять своим поведением, а значит они и определяют то, что в группе происходит.
Тогда возникает вопрос, почему имея свободу выбора, разум, и вероятно стремление к лучшему, каждая из героинь выбирает стратегию не объявленной войны по отношению к другим женщинам.
Никто не стремиться получить власть ради свободы, ради установления лучших порядков, ради конкретной пользы. Движущей силой является ненависть — желание унизить, подставить, сделать больно. И следствием этого становятся смерть, сумасшествие, то есть явно не то, к чему следовало бы стремиться.
Чжан Имоу (род. 14 ноября 1951 г.) — китайский актёр, оператор, режиссёр, продюсер, сценарист. В детстве, во времена культурной революции из-за деятельности отца и брата был исключён из школы и отправлен «на перевоспитание» в сельскохозяйственную коммуну, затем работал на прядильной фабрике, где в свободное время исполнял обязанности художника-оформителя и фотографа. В 27 лет поступил в Пекинский киноинститут и получил диплом оператора. В 1987 году в качестве режиссера снимает первый фильм «Красный гаолян» (Hong Gaoliang), который получил признание за рубежом (приз «Золотой медведь», Берлинский кинофестиваль) и в Китае. Снял 24 кинокартины. О личной жизни режиссера известно не много. В начале карьеры его связывали длительные отношения с актрисой Гун Ли, которая снялась в восьми фильмах режиссера. Сейчас Чжан Имоу женат на танцовщице Чэнь Тин, от которой у него трое детей, в связи с чем он был вынужден выплатить штраф на сумму $1,2 млн за нарушение закона об ограничении рождаемости в Китае. Чжан Имоу был главным постановщиком церемоний открытия и закрытия Олимпийских Игр в Пекине.
Точка зрения и причинность
Откуда берется эта ненависть? Не появляется же она сама собою. Это реакция на то, как человек видит факты, других людей, обстоятельства. Если весь мир выглядит враждебно, то человек и реагирует соответствующим образом. В свою очередь мир отвечает взаимностью. И вот война уже в полном разгаре. Но спровоцировала ее не реальность, а лишь точка зрения человека.
То, как мы оцениваем обстоятельства — это по большей части привычка, социальный конструкт, результат воспитания, «детский способ смотреть на вещи». Иного способа человек не знает, и более того, он абсолютно уверен, что этот способ единственно правильный и объективный.
И выйти из этого замкнутого круга можно лишь сменив точку зрения, пересмотрев ценности, испробовав другие способы поведения. Но прежде требуется осознать само существование проблемы. Фильм и помогает это сделать.
Когда в финале кинокартины одна героиня погибает, а другая теряет рассудок, то поневоле задумываешься, как перестать наступать на эти грабли. Человек может измениться, но только если захочет.
«Согласно логике здорового эгоизма, нет никакого смысла в том, чтобы человек со всем участием и страстью действовал во вред себе. […] Несмотря на то, что внешне четыре женщины вынуждены подчиняться определенной власти, рабство, в котором они живут, представляет собой лишь внутреннюю западню, но никак не социальную». (Антонио Менегетти, «Онтопсихологическая синемалогия»).
Фильм «Подними красный фонарь» (Зажги красный фонарь, Dahong Denglong Gaogao Gua)
Режиссер: Чжан Имоу (Герой, Цветы войны, Дом летающих кинжалов, Под ветвями боярышника)
Производство: Китай, Гонконг, Тайвань , 1991 г.
Слоган: «China, 1920. One master, four wives»
В ролях: Гун Ли, Хэ Цайфэй, Цуйфэнь Као, Цзину Ма, Ци Чжао, Линь Кун
Призы: «Серебряный лев» (Венецианский кинофестиваль, 1991 год), Лучший фильм на иностранном языке (Британская академия, 1993 год).
Синемалогию по фильму «Подними красный фонарь» вы можете прочитать в книге Антонио Менегетти «Онтопсихологическая синемалогия» (Изд-во «Онтопсихология»), включающей разбор более 70 кинокартин таких известных режиссеров как Антониони, Бергман, Бунюэль, Куросава, Феллини, Тарковский и многих других.