Главный герой фильма «Баловень судьбы» Сэм Лион, достигнув социального первенства как успешный предприниматель, решает отойти от дел, уехать жить подальше от цивилизации на лоно природы, чтобы быть в одиночестве среди диких зверей.
Перед обществом он долг выполнил, создал рабочие места, его компания платит налоги, дети стали самостоятельными и обеспеченны отцом на всю жизнь.
И тем не менее, кажется абсурдным, что человек добившись успеха, имея жизненный опыт, разгадав правила успешной социальной игры, вместо того, чтобы начать новую партию, с еще более высокими ставками, отказывается от борьбы, обрекая на бездействие свой ум.
Мы видим хоть и уставшего, но сильного и здорового человека, который умеет решать вопросы от изготовления фальшивых документов до вывода из кризиса компании, ввергнутой туда его детьми.
Да, поддерживать status quo в бизнесе ему уже не интересно, все уже пройдено, понято, деньги, социальный успех, материальные ценности в избытке, экзамены по этим предметам неоднократно и успешно сданы.
Главным героем фильма движет жажда свободы, желание выйти за границы существующей социальной реальности, где отсутствуют смыслы и ценности, оправдывающие существование на уровне ума. Но что такое свобода? Это отсутствие ограничений? Пойди туда не знаю куда и принеси то, не знаю что?
Или важнее не абстрактная свобода, но возможность двигаться к своей цели, которая и придает смысл пути?
— Начал снимать фильмы в 8 лет, когда отец подарил ему кинокамеру 8 мм. Первыми героями его фильмов были одноклассники. В 14 лет получил приз каннского кинофестиваля за лучший дебют с документальным фильмом. Всемирную славу принес фильм «Мужчина и женщина» (1966), удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля и двух «Оскаров». Работает как независимый кинорежиссёр, снимая фильмы в собственной кинокомпании «Фильмы 13». Четырежды был женат. Вышедшая в 2003 году автобиография режиссера называлась "Баловень судьбы"
Разрешая эту проблему Сэм Лион мог бы найти выход и для себя и для общества, где отсутствие значимых для умных людей целей и смыслов, сбивает многих с пути. Сделать мир лучше можно не только подметая улицы, но и внося изменения в общественную «надстройку», не революцией, но культурным обучением, например.
Этим целям могли бы служить проекты в области образования, новый университет или средство массовой информации, которые бы запустили новую волну знаний, не о том, как стать образцовым потребителем, но строителем и архитектором своего будущего и в итоге блага для общества всего.
Бегство на природу главного героя, это бегство от себя, в первую очередь. Не имея сил или желания забыть тягостные воспоминания: мать его бросила, в молодости погибла первая жена, он становиться заложником памяти, живет прошлым, поэтому и не видит будущего, он повернул голову назад и смотрит не туда.
Но именно новые проекты, новые вызовы, более сложные задачи и способны развернуть фокус внимания в другую сторону, дать импульс для ростка новой жизни, которая и в 50 лет может быть заново начата и прожита.
Фильм начинается цитатой поэта Альбера Коэна: «Каждый человек одинок, и всем наплевать на всех, и наша боль — необитаемый остров». Но это лишь точка зрения человека не разрешившего экзистенциальную проблему. Стоило бы перефразировать эту строчку так: «Каждый человек одинок, но он часть безграничного и прекрасного мира, и его неумолимо влечет к другим людям, хотя порой и не просто их понять».
Фильм: «Баловень судьбы» (Itinéraire d’un enfant gâté), Франция, Германия, 1988 г.
Режиссер: Клод Лелуш (Мужчина и женщина, Железнодорожный роман, У каждого свое кино и др.)
Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Ришар Анконина, Лио, Беатрис Аженен, Мари-Софи Л. и др.
Премии: Сезар, 1989 год (лучший актер, лучший саундтрек).
Синемалогию по фильму «Баловень судьбы» можно прочитать в книге А. Менегетти «Мужской стиль».